В Северной столице представили масштабный российско-польский проект, посвященный критическому искусству. Выставка под названием «HAPPINESS/теплый ствол» открылась накануне в лофте фонда Rizzordi Art Foundation. Экспозиция свела на одной площадке свыше 30 ведущих художников двух стран.
В числе участников выставки оказались победитель Венецианской Архитектурной биеннале в 2008 году Кобас Лакса, один из наиболее интересных польских художников Конрад Смоленьский, лауреат премии «Инновация» Ирина Корина, номинант премии Кандинского Даня Зинченко и многие другие. Все художники обладают мощным потенциалом и умело апеллируют художественным языком, говоря о болевых точках настоящей действительности.
По словам куратора выставки Кати Шадковска, в Польше настоящий расцвет критического искусства пришелся на 1990-ые годы. В России эта направленность практически не получила должного развития. Сейчас критическое искусство зачастую показывается в глянцевом контексте, что идет в разрез с его природой. Шадковска попыталась вернуться к его реальной составляющей.
«Сегодня значительное число российских выставочных проектов обращается к теме протеста. Но параллельно существует и тенденция банализации ангажированного искусства, когда протест воспринимается как продукт, имеющий возможность получить свои пять минут на рынке», - говорит Шадковска, - «Многие работы скорее имитируют протестный подход, чем им являются. Установка на бунт в довольно глянцевом контексте ментальности некоторых современных художников кажется весьма однобокой моделью, несмотря на всем знакомую иронию и авто-иронию, сопутствующую современному искусству уже многие годы».
На нынешней выставке важно было показать нерентабельность современной системы обычными инструментами критического искусства. Акцент в данном случае делался на мотивациях человека. «Happiness/Тёплый ствол – это исследование, в центре которого лежат мотивации человека, базисные установки общества и его обывателя. Мотивации порождают любую деятельность, которая, в свою очередь, ведет к цели человека - и как личности, и как социальной единицы», - поясняет куратор, - «Одной из задач было найти и показать действительное критическое искусство как прямое проявление базисного подхода, а также искусство инсайдерское, занимающееся им напрямую. Вполне возможно, они являются некоего рода альтернативой существующей форме искусства пара-активистского, вероятнее всего, в данный момент находящегося на стадии академизации».
Особое внимание на выставке уделяется личной истории каждого художника, через призму которой проявляется картина общей неудовлетворенности общества. «Мы обращаемся к самому художнику как к личности; не к группе, которая представляет какое-то течение, а к человеку», - говорит Шадковска.
Отсюда происходит название выставки, в основу которого легла фраза из песни The Beatles «Happiness is a warm gun in your head» («Счастье это теплый ствол у тебя в голове»). В своих работах художники размышляют на тему личного и коллективного счастья, демонстрируя его неопределенность и недостижимость.
В этом смысле наиболее доступен для понимания проект Антона Акимова «В раннем детстве», в котором художник возвращается к своим воспоминаниям посредством фотографии. «Фотографии сделаны через 20-25 лет после событий, которые подписаны под изображениями», - отмечает Акимов, - «Черно-белая пленка применена для того, чтобы достигнуть цели проекта – снять фотографии так, как будто я их фотографировал в детстве, когда мне было 5-7 лет. В них псевдо-документация детства, прошлого, счастья».
В более развернутом виде тема счастья поднимается у Александры Полисевич. Её «военный абъект» заставляет задуматься о возможности или невозможности достижения этого чувства силовыми методами.
Настоящим апогеем проводимого художниками исследования можно назвать интерактивную панорамную инсталляцию Кобаса Лакса. Художник воссоздает образ заброшенного города будущего. Когда-то люди в погоне за счастьем были полностью погружены в мир развлечений. Однако, эта же самая индустрия развлечений стала главной причиной разрушения мегаполиса.
На кардинальную смену системы ценностей указывает в своих работах Томас Рафа, документирующий движение Occupy Wall Street. Одним из главных героев известного медиа-художника Яцека Малиновского становится «маркер» или «пассивный террорист», находящийся в эпицентре экзистенциального кризиса. Общую атмосферу все возрастающего напряжения в обществе в свою очередь передает аудиовизуальный эксперимент Конрада Смоленьски, также представленный на выставке.
Нынешний проект является только началом в культурном взаимодействии России и Польши. Осенью запланировано открытие новой выставки в Петербурге: на этот на территории фабрики «Красное знамя». Там внимание будет сосредоточено исключительно на польском критическом искусстве. В состав экспозиции войдут произведения, высоко оцененные в Польше, но практически неизвестные российскому зрителю.
Елена Прилашкевич